Трудные клиенты в групповой работе: как быть?

Такое бывает и не редко, когда на живом тренинге, в терапевтической группе, мастер-классе или вебинаре присутствует «трудный» клиент. Особенно ярко такая ситуация проявляется в группах родителей, педагогов и подростков.

На самом деле ничего удивительного. Одни уже взрослые и состоявшиеся люди, а другие таковыми себя считают)) Поэтому не готовы принимать ваши взгляды и новые варианты поведения прямо вот так, в открытую. Даже если в душе сто раз с ними согласны.
Что ж, будем мудрее))

Среди трудных клиентов встречается 7 типов:
— Всезнайки
— Тихони
— Нытики
— ВИПы
— Спорщики
— Шептуны
— Творцы

И, конечно, каждый из них требует определенного подхода и определенных действий.

Сегодня я покажу вам, как разрядить ситуацию, если вы столкнулись одним из 3-х таких типов.

1) Тихони – пассивные участники, которые стараются отсидеться в сторонке, не участвовать в упражнениях, не отвечать на вопросы и не делиться своим мнением
Одна причина такого поведения – робость и застенчивость
Другая – чувство вины и желание спрятаться
Третья – скука

В первом и втором случае самое важное – это поддержать участника, придать ему уверенности одобрением и простыми вопросами
Третий случай – это уже искусство групповой работы самого ведущего. Если все организовано и выстроено в правильном ключе, то и проблем таких не возникнет.

2) Спорщики – они засыплют вас бесконечными вопросами, будут сомневаться в ваших ответах, подначивать вас, сбивать с мысли и стараться уличить в незнании.
Здесь самое главное, не завестись и не вступить в противостояние.
Если замечание стоящее – просто поблагодарите.
Если несправедливое, не спорьте и не возражайте сами. Подключите к обсуждению других участников группы. Для этого подойдет вопрос: «А что вы думаете по этому поводу?»

3) Нытики – все плохо! Не огорчайтесь. Это относится не столько к вам, сколько к жизни вообще. Просто в данный момент вы – это часть их жизни.
Лучший способ снять претензии нытиков – это конкретизировать проблему для дальнейшего ее решения. Ведь невозможно решить то, что не понятно.
Второй момент – сделать такого участника соавтором изменений (если они действительно нужны). Кто же будет ругать собственное детище?))

Например, «ужасный мастер-класс». Что конкретно в нем «ужасно» с вашей точки зрения? Организация? Ведущий? Участники? Задания?
В чем это проявляется?
Чтобы вы предложили изменить, чтобы улучшить ситуацию? (конкретно)

Приятного применения моих подсказок!

Наталья Заиграева

Академия Натальи Заиграевой
Меню