Как научить ребенка выделять существенные и несущественные признаки?

Друзья, в последнее время вопрос о выделении существенных и несущественных признаков мне задают все чаще. Так что решила больше не затягивать с ответом.

Ну для начала, наверное, стоит определиться для чего и кому оно надо – выделять те самые признаки?

И здесь дело, конечно, в развитии мышления. Сейчас существует невероятно богатое разнообразие заданий для развития мышления, но слишком уж они запутаны. Поэтому часто даже специалисты не понимают, какое задание направлено на развитие какого мышления, какие вообще есть виды мышления, в каком возрасте какое мышление уместно развивать и как именно это делать.

Напомню кратко базовую классификацию мышления:
— по усвоению информации (наглядно-действенное, наглядно-образное, понятийное или устаревший вариант — словесно-логическое);
— по восприятию (визуальное и речевое);
— по функциональной специализации (интуитивное, логическое, категоризация, пространственное, образное, абстрактное мышление, творческое мышление).

В зависимости от авторства названия могут несколько отличаться, но сути это не меняет)

Так вот, в процессе развития ребенка, как известно, одно мышление постепенно сменяет мышление другое: наглядно-действенное сменяется наглядно-образным, а наглядно-образное, в свою очередь, меняется понятийным (т.е. мышлением, лежащим в основе освоения научных знаний, в том числе и школьных)

Понятийное мышление – это база научения (период формирования 5,6 – 12 лет, а значит о профессиональной склонности у маленьких детей говорить просто преступно!). Включает это мышление в себя 5 функционально значимых подвидов: интуитивное мышление, логическое, категоризации, пространственное и образное мышление. Конечно, каждый из этих подвидов помогает быть ребенку успешным в том или ином учебном предмете, но при слабом развитии хотя бы одного из этих подвидов обучение в целом становится серьезной проблемой и для детей, и для их родителей.

Сегодня хочу остановиться на особенностях развития именно категоризации – умении выделять существенные и несущественные признаки при систематизации изучаемого материала.

Мыслительная операция категоризации существенно отличается у детей и взрослых. Перестройка процесса мышления происходит ориентировочно в 9-11 лет

При недостаточном развитии функции категоризации в школе ребенку сложно даются предметы естественно-научного цикла (природоведение, география, биология, химия, физика), а также предметы лингвистической направленности, изучение второго иностранного языка. Остальные предметы, как правило, вытаскиваются за счет хорошей памяти или зубрежки.

В будущей профессиональной деятельности накладывается ограничение на изучение медицины, естественно-научных дисциплин в т.ч. и ряда психологических направлений (нейропсихология, психофизиология), лингвистики, инженерных специальностей.

Получается, такая маленькая мыслительная функция, и такие огромные ограничения!

Поэтому, давайте прямо сейчас, коллега, уделим развитию этого вида мышления немного внимания)

Итак, дабы избежать всяческих субъективных интерпретаций существенных и несущественных признаков со стороны специалистов, оптимальный вариант правильного выделения признаков – это вопросы.

1) Акцентируем внимание на существенных признаках и удалении несущественных:
— Останется ли шар шаром, если он будет другого цвета?
— Останется ли куб кубом, если он будет маленьким?
— Останется ли груша грушей, если ей нарисовать глазки и ротик?

2) Удаляем существенные признаки:
— Будет ли треугольник треугольником, если у него отрезать один угол?
— Будет ли дом домом, если у него убрать стены?
— Останется ли стул стулом, если ему отпилить ножки?

Используя такие нехитрые вопросы, в процессе развития мы стимулируем ребенка анализировать главные и второстепенные признаки предмета или явления, как самым обучая его правильно группировать понятия и выстраивать научные иерархии.

Наталья Заиграева

Академия Натальи Заиграевой
Меню